Ваш город:

Минобрнауки РФ: система высшего образования со стресс-тестом пандемии коронавируса справилась

6 июл. 2020 г.
0
529

В рамках обсуждения на общественном совете при Минобрнауки РФ аналитического доклада «Уроки стресс-теста. Вузы в условиях пандемии и после неё» ректоры ведущих отечественных вузов пришли к выводу, что система высшего образования справилась со стресс-тестом пандемии коронавируса.

Минобрнауки РФ: система высшего образования со стресс-тестом пандемии коронавируса справилась
Минобрнауки РФ: система высшего образования со стресс-тестом пандемии коронавируса справилась / https://www.1obl.ru/

Как сообщает РБК, обсуждая представленный на заседании общественного совета при Минобрнауки РФ доклад «Уроки «стресс-теста. Вузы в условиях пандемии и после неё», ректоры ведущих вузов России пришли к выводу, что система высшего образования справилась со стресс-тестом в период пандемии. Однако существующих цифровых возможности вузов оказалось недостаточно для эффективного и удобного дистанционного формата обучения для студентов и преподавателей.

В состав рабочей группы, обсуждавшей доклад, вошли 13 ректоров отечественных вузов, в числе которых ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев, ректор РАНХиГС Владимир Мау, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, ректор Московского педагогического университета Игорь Реморенко и многие другие.

Было отмечено, что с переходом на дистанционное обучение во второй половине марта студенты были либо недостаточно проинформированы о новых требованиях, либо «просто потерялись» — в 15% высших учебных заведений не существовало никакой системы электронной коммуникации с обучающимися.

Помимо этого, в большинстве вузов также не были реализованы эффективные программы психологической помощи учащимся, обострились и социальные вопросы. К примеру, возвращение значительного числа студентов домой потребовало оказания материальной помощи для покупки билетов.

По данным, предоставленным авторами доклада, серьёзной проблемой стала и массовая потеря студентами работы: у 40% обучающихся снизились доходы.

Также в начале работы в условиях пандемии одной из трудностей оказался недостаточный уровень преподавателей в отношении методов ведения занятий в дистанционном режиме, однако спустя два месяца 36% из упомянутых педагогов смогли усовершенствовать необходимые компетенции. Чаще всего преподаватели испытывали сложности с вовлечённостью студентов и опасались их «нечестного поведения» в период экзаменов. 

Помимо всего прочего, в сложной ситуации, как отмечают авторы доклада, оказались преподаватели, которым для обучения требовалось специальное оборудование. Методические рекомендации для преподавателей вузы направили позже, во многих учебных заведениях перейти в онлайн-режим педагогам помогали студенты.

Было отмечено также, что определённая часть преподавателей негативно настроены к онлайн-обучению, которое практически за время работы на удалёнке не изменилось. Причиной этому является увеличившаяся трудоёмкость и неготовность педагогов к эффективному использованию технологий.   

Ещё в марте выяснилось, что в 20% вузах РФ есть направления подготовки, курсы по которым не могут быть завершены в дистанционном формате. Речь идёт, к примеру, о таких областях, как медицина, творчество или индустрия. В результате занятия по таким курсам были или отменены, или перенесены на следующий учебный год.

Подводя итоги, авторы доклада отметили, что дистанционное образование было реализовано только в одной из двух моделей: в большинстве учебных заведений высшего образования преподаватели читали лекции в формате вебинаров, повышая интерактивность процесса. В тех университетах и институтах, где цифровая образовательная среда отсутствовала, использовалась преимущественно модель рассылки заданий и их последующая проверка через электронную почту. А в 28% программ образования были использованы онлайн-курсы, среди которых Coursera, «Открытое образование».

Также авторы доклада подчеркнули, что переход на дистанционный формат обучения привёл к активному внедрению высшими учебными заведениями технологий прокторинга (это технологии наблюдения за процессом дистанционной сдачи студентом экзамена или защиты выпускной контрольной работы). По словам ректоров, оказалось, что на рынке РФ почти нет конкуренции среди поставщиков данной услуги, а те, которые имеются, очень дороги.  

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на заседании
Как сообщает пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ, глава ведомства Валерий Фальков выступил на заседании Комитета по науке и высше..
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков представил результаты деятельности за 2023 год в Госдуме
27 мар. 2024 г.
0
497
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков
В Министерстве науки и высшего образования РФ начал работу Всероссийский форум «Планёрка профилактики» по противодействию распространения идеологии те..
О Всероссийском форуме «Планёрка профилактики» и старте приёмной кампании в вузах РФ
26 мар. 2024 г.
0
823
Студенты разрабатывают БПЛА
С 1 апреля 2024 года в России стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства беспилотных летательных аппаратов ..
В России с 1 апреля стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства БПЛА
25 мар. 2024 г.
0
1254
Оставить свой комментарий

Ваш город: