Высшая школа экономики (ВШЭ) и Центр стратегических разработок Алексея Кудрина выступили с докладом «12 решений для нового образования», составленным профильными экспертами. Документ содержит 12 проектов, которые предполагают создание системы поддержки раннего развития для детей от нуля до трёх лет, введение в школах учебных комплексов на базе искусственного интеллекта, создание 40 новых учебных центров по модели образовательного центра «Сириус» и другое.
Такое реформирование образования, по подсчётам экспертов, потребует 8 триллионов рублей.
Представленный доклад является частью серии докладов Центра стратегических разработок (ЦСР) по различным направлениям развития России. Он был подготовлен рабочей группой в ходе обсуждения стратегии социально-экономического развития РФ до 2024 года (с перспективой до 2035 года), а за его основу взят общий посыл ЦСР, суть которого заключается в инвестировании в человеческий капитал. Подобные инвестиции позволят «добиться темпов экономического роста выше мировых» и укрепить позиции России в контексте глобальной конкуренции.
Человеческий капитал формируется системой образования. В докладе отмечено, что Россия находится на одном из первых мест в мире по формальной обеспеченности дипломами и аттестатами, но этот уровень, к сожалению, не отражается в высокой производительности труда.
Причину данного феномена эксперты видят в качественном отставании российской системы образования от требований времени, объясняемом недофинансированием, которое в первую очередь препятствует её развитию. Специалисты отмечают, что если в ближайшее время не увеличить вложения в систему образования хотя бы до 4,4% ВВП, то будет пройдена так называемая «точка невозврата». Иными словами, отставание России, касающееся навыков и знаний населения, качества жизни, трудовых практик и моделей потребления, будет настолько масштабным, что не позволит ускорить экономический рост и поставит под вопрос её технологическую самостоятельность.
12 проектов, предложенных экспертами НИУ ВШЭ и ЦСР, позволят осуществить выход страны на новый уровень экономического, технологического и социального развития через раскрытие созидательных возможностей населения, а также самореализацию каждого человека в отдельности.
Речь идёт о следующих проектах развития:
- Современная материальная инфраструктура образования.
- Поддержка раннего развития.
- Фундаментальные и поисковые исследования в высшей школе, глобальные университеты, РАН.
- Развитие и поддержка талантов.
- Новое технологическое образование в школе и СПО.
- Школа цифрового века.
- Запуск системы непрерывного образования.
- Современное содержание школьного образования: грамотность, воспитание и универсальные навыки для всех.
- Равные образовательные возможности и успех каждого
- Повышение глобальной конкурентоспособности за счет экспорта профессионального образования.
- Вузы как центры инноваций в регионах и отраслях.
- Кадры для развития образования.
ВШЭ и ЦСР, помимо краткой сметы каждого проекта, описывающей необходимые инвестиции, предлагают также в своём докладе инструменты для финансирования, среди которых не только использование бюджетных средств, но также и широкое применение механизмов частно-государственного партнёрства.
Презентацию полного текста доклада планируют представить 11 апреля текущего года в рамках XIX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ на секции «Проблемы и перспективы развития образования».
Фото взято с сайта http://images.chistoprudov.ru.