Ваш город:

Образование вне зоны доступа: обещания, планы и необратимые последствия

24 февр. 2021 г.
0
354

COVID19 перешагнул в 2021 год и продолжает коварно влиять на все сферы жизнедеятельности общества. Где-то людям уже удалось в течение минувшего года «выстроить линию обороны» и мобилизоваться для встречи с невидимым врагом. Но, как оказалось, мобилизация пока не коснулась сферы образования, где планы внедрения технологий, в соответствии с паспортом Национального проекта «Образование», утвержденным еще в «доковидную эпоху», в декабре 2018 года, реализуются «ни шатко, ни валко».

Образование вне зоны доступа: обещания, планы и необратимые последствия

Вроде бы сроки не поджимают, и до конца 2024 года (то есть, до даты окончательной реализации проекта) времени еще достаточно. Но что делать выпускникам сельских школ и студентам, оказавшимся в режиме самоизоляции, на дистанционном обучении в этом году? Как готовиться к выпускным экзаменам, промежуточным аттестациям, защите дипломов в 2021 году, без доступа к образовательным порталам?

Сигнал SOS из провинции: школьники – «вне зоны доступа»

Короткое сообщение от РИА Новости, 26 декабря: школьники поселка Ишкулово в Башкортостане не смогли принять полноценное участие в викторине - из-за слабого интернета в населенном пункте свои ответы на вопросы удалось отправить только двум ученикам из общего числа желающих. Дети также рассказали, что здесь даже мобильная связь работает с перебоями.

Сколько таких поселков по России, неизвестно. Интернет-провайдеры, как видно из открытых источников Минкомсвязи, готовы инвестировать миллиарды в развитие сети в Подмосковье, конкурируя друг с другом. Провинция же, в отличие от «лакомого куска» в виде самого густонаселенного региона, спросом у бизнеса не пользуется.

В условиях затянувшейся самоизоляции школьники и студенты глубинки готовятся к ЕГЭ уже второй год подряд. Конечно, можно возразить, что жесткие карантинные меры больше распространены именно в густонаселенных пунктах, но цифровое неравенство школьников ставит под сомнение выполнение одной из главных задач Нацпроекта «Образование» – его доступности. Кто знает, может, именно сейчас где-то в архангельской деревне «будущий Ломоносов» пытается «поймать связь», пока провайдеры заботятся о выгодных инвестициях, а Минкомсвязи занимается сбором и обработкой статистических данных.

Да и о качестве обучения сложно давать благоприятные прогнозы, когда ограничен доступ к электронным библиотекам и образовательным платформам. Зато легко догадаться, чем обернется в перспективе «ковидный шторм». А также погоня за выгодными инвестициями и неспешная цифровизация образования в рамках Национального проекта для всех сфер экономики, куда вскоре придут работать нынешние школьники с аттестатами, полученными в условиях эпидемиологической турбулентности.

COVID19 лишь обострил и обнажил проблему цифровизации в образовании: ясно, что в пределах одного ведомства ее не решить, потому что полномочий министра образования и, по совместительству, руководителя Нацпроекта «Образование» С. Кравцова явно недостаточно. Но мониторинг реализации – вполне в рамках его полномочий, тем более, в критической ситуации, когда не исключено введение дополнительных ограничений, как и обсуждение проблемы на высшем уровне. Ведь, смогли же в кратчайшие сроки построить госпитали, создать вакцину. А образование по значимости не менее важное направление развития, от которого зависит, будут ли завтра у государства специалисты, способные решать любые задачи.

О перспективных планах и объективной реальности очного обучения

Как сообщает РИА Новости, С. Кравцов, во время проведения акции «Чудо во дворе», пообещал сделать все возможное, чтобы в новом году дети перешли на очное обучение и «допустил отмену удаленки» для московских школьников. А пока отменена досрочная сдача ЕГЭ 2021, а выпускники, не планирующие поступление в ВУЗы, будут сдавать только выпускные экзамены по русскому языку и математике. То есть, под натиском пандемии Минпросвещения понемногу сдает позиции, несмотря на обещания и предсказания министра.

На самом деле, сколько будет продолжаться режим ограничений, какова вероятность появления новых форм коронавируса и с какими биологическими угрозами столкнется мир в будущем, вряд ли, смогут предсказать даже специалисты. Ожидания и надежды на возвращение в нормальный рабочий ритм в данном случае зависят не только от человека, но и от природы.

В связи с началом внедрения с 10 декабря 2020 года цифровой образовательной среды, на основании соответствующего постановления Правительства РФ, пресс-служба министерства образования РФ приводит цитату министра:

«Этот документ, прежде всего, призван гарантировать всем учащимся, вне зависимости от того, где они живут, равные условия для получения качественного образования. Внедрение ЦОС, о которой идет речь в постановлении, никоим образом не подменяет собой традиционный очный формат обучения как ключевой для российской системы образования».

Скорее всего, под заявлением министра образования о том, что цифровая образовательная среда не отменяет очный формат, следует понимать только намерения, поскольку в случае с пандемией ни один документ не может ничего гарантировать.

Можно, конечно, надеяться вместе с министром и ожидать внедрения ЦОС, но каждый учитель знает, как сложно «настроить детей на рабочий лад» после длинных каникул, а тут система разбалансирована уже год. Понятно, что настроить удаленный доступ к образовательным платформам во всех уголках необъятной страны – нелегкая задача. Но она – более перспективная, потому что дает возможность не переносить сроки аттестаций, не сокращать или упрощать выполнение обязательных требований учебных программ.

И, раз уже в современных условиях внедрение цифровой образовательной среды – неизбежность, а традиционный формат обучения – ключевой, то не пора ли внести ясность в вопросах организации образовательного пространства, чтобы оно не зависело от пандемии.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
В Госдуме РФ предложили повысить базовый оклад педагогов
По информации, предоставленной РИА Новости, Максим Зайцев, заместитель председателя думского комитета по образованию и науке, намерен внести в нижнюю ..
В Госдуме РФ предложили повысить базовый оклад педагогов
13 апр. 2021 г.
0
346
В Госдуму внесут на рассмотрение проект закона, позволяющий россиянам до 35 лет учиться на бюджете
Как сообщает газета «Известия», законопроект, который позволит российской молодёжи до 35 лет получать образование на бюджетной основе, намерены сегодн..
В Госдуму внесут на рассмотрение проект закона, позволяющий россиянам до 35 лет учиться на бюджете
13 апр. 2021 г.
0
189
Разгрузить российских учителей поможет искусственный интеллект
Как сообщает РИА Новости, Министерство просвещения РФ совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций занимается созданием..
Разгрузить российских учителей поможет искусственный интеллект
12 апр. 2021 г.
0
174
Оставить свой комментарий

Ваш город: